Добро пожаловать! Мы рады приветстсвовать на нашем сайте всех, кому дорог Казахстан!

Ласкаво просимо! Ми раді вітати на нашому сайті всіх, для кого любий Казахстан!

Сәлеметсіздерме! Қазақстан жүректеріне жақын адамдардың бәрін біздің сайтымызда көруге өте қуаныштымыз!

археологи ТАРАЗ. 11 февраля. КАЗИНФОРМ /Галина Скрипник/ - «Велел сделать это Али-Ад-дин, сын Джемаль-ад-дина, сына Али, Тараси, в день 11 шавваля из месяцев 734 г.», - каменная плита с этой арабской надписью (в современной датировке «5 июня 1334 г.»), была обнаружена в городе Изюм еще до Великой Отечественной войны. В те тяжелые годы стела пропала, но историки

 успели ввести ее в полноценный научный оборот.

С этим фактом истории Харьковщины меня познакомила руководитель Изюмской археологической экспедиции Татьяна Крупа - заведующая реставрационной мастерской Музея археологии и этнографии Слобоской Украины Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, почетный член харьковского землячества казахстанцев, специалист по археологическому текстилю, археолог Туркестанской археологической экспедиции Института археологии имени А.Х. Маргулана.

Сфера научных интересов этой молодой яркой женщины простирается от быта и культуры античности, химико-технологических исследований элементов древнего костюма до проблем Великого Шелкового пути в контексте истории Украины.

                                                        Город Изюм - граница двух миров

балбалы «У наших народов гораздо больше общего, чем принято считать. Мир такой маленький и тесный...», - уверена украинская исследовательница. В составе Туркестанской археологической экспедиции она бывала в Казахстане, и имеет полное право судить об украинско-казахстанской общности. 

Т. Крупа глубоко убеждена, что территория современного города Изюм играла весьма заметную роль в геополитике средневековья, во времена которого народы отнюдь не сидели в своих исконных «исторических родинах», а активно осваивали пространства земли.

 - В том, что родная Харьковщина - место уникальное, я была уверена всегда, рассказывает Т. Крупа. - Уникальное географическое расположение на границе Лесостепи и Степи определяло всю ее историю. Кто только не оставил здесь след: скифы и славяне, аланы и булгары, кочевые племена эпохи бронзы и кочевые народы позднего средневековья. Для меня, профессионального историка и археолога, эти следы прошлого - бесценны.

- Татьяна Николаевна, а откуда такой интерес к Великому Шелковому пути в контексте исторического взаимодействия Украины и такого далекого от вас Казахстана?

Татьяна Крупа  - Жизнь свела меня   с двумя интересными людьми - начальником Туркестанской экспедиции Ербулатом Смагуловым и главой казахского землячества в Харькове Маккой Каражановой. Коллега Смагулов пригласил меня поработать в удивительно интересном городе - Туркестане. Я влюбилась в этот город с первого взгляда. А какие объекты исследует экспедиция! Доисламский зороастрийский центр Сидак, два городища славного города Сауран, памятники самого Туркестана и древнего Тараза. Известный хан Тохтамыш связан как с Саураном, так и с нашими украинскими землями. Ну, а Тараз - родственник нашего Изюма. В прошлом году я ехала с коллегами в Тараз по древней трассе Шымкент - Алматы и думала: «Али-ад-Дин, ты проходил тут? С какими мыслями ты шел в далекие края? Узнать бы о тебе побольше...».

 А что касается Макки Каражановой, то она полностью соответствует моему представлению о потомках Великой Степи - яркая и легкая на подъем, веселая и сильная, необычайно женственная и мудрая. Кто говорит, что восточные женщины - обязательно запертые в парандже? Отнюдь. Если обратиться к истории Казахстана, то легко убедиться в обратном - женщинам-казашкам частенько приходилось защищать свои семьи наравне с мужчинами. Впрочем, как и женщинам-украинкам... У нас с Маккой нет общих кровных родственников, в обычном понимании. Но они есть в ХІ - ХШ веках. Имя этому родству: Дешт-и-Кипчак или - Половецкая Степь. И граница Дешт-и-Кипчак как раз и проходила по территории Изюмщины.

- Известно, что город Изюм, расположенный на т. н. Слобожанщине, имел выгодное природно-географическое положение, и на его территории произошли события, сыгравшие важную роль в средневековой истории. В XI - XII веках здесь шли бои между древнерусскими князьями и кочевниками-половцами, описания которых дошли к нам в старинных летописях, в «Слове о полку Игореве». А как появилось название города «Изюм»?

- Название уводит нас глубоко в историю. Ошибочно полагать, что имя городу дал изюм - продукт виноградарства. Название города - тюркского происхождения. «Гиезун» - в переводе «длинный», это одна из версий перевода. Именно так называли кочевники эпохи позднего средневековья находящуюся здесь гору Кремянец. Город Изюм не может не завораживать, здесь проходила граница мира Оседлости и мира Кочевников. Здесь было сердце того котла, в котором рождалась современная Слобожанщина. И сегодня город украшают и старейшее каменное здание Харьковщины - Свято-Преображенский собор, и половецкие «бабы» - балбалы.

Но, к великому моему (и не только моему) сожалению, этот город незаслуженно обойден вниманием центральных властей. А ведь Изюм мог бы стать важным центром для слобожанской археологии! Загадки найденной на горе татарской крепости (поста) еще ждут своих исследователей.

Далее...