Корни родства уходят в глубь веков: Выходец из Тараза во времена Золотой Орды построил крепость в городе Изюм на Харьковщине - версия украинских ученых

археологи ТАРАЗ. 11 февраля. КАЗИНФОРМ /Галина Скрипник/ - «Велел сделать это Али-Ад-дин, сын Джемаль-ад-дина, сына Али, Тараси, в день 11 шавваля из месяцев 734 г.», - каменная плита с этой арабской надписью (в современной датировке «5 июня 1334 г.»), была обнаружена в городе Изюм еще до Великой Отечественной войны. В те тяжелые годы стела пропала, но историки

 успели ввести ее в полноценный научный оборот.

С этим фактом истории Харьковщины меня познакомила руководитель Изюмской археологической экспедиции Татьяна Крупа - заведующая реставрационной мастерской Музея археологии и этнографии Слобоской Украины Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, почетный член харьковского землячества казахстанцев, специалист по археологическому текстилю, археолог Туркестанской археологической экспедиции Института археологии имени А.Х. Маргулана.

Сфера научных интересов этой молодой яркой женщины простирается от быта и культуры античности, химико-технологических исследований элементов древнего костюма до проблем Великого Шелкового пути в контексте истории Украины.

                                                        Город Изюм - граница двух миров

балбалы «У наших народов гораздо больше общего, чем принято считать. Мир такой маленький и тесный...», - уверена украинская исследовательница. В составе Туркестанской археологической экспедиции она бывала в Казахстане, и имеет полное право судить об украинско-казахстанской общности. 

Т. Крупа глубоко убеждена, что территория современного города Изюм играла весьма заметную роль в геополитике средневековья, во времена которого народы отнюдь не сидели в своих исконных «исторических родинах», а активно осваивали пространства земли.

 - В том, что родная Харьковщина - место уникальное, я была уверена всегда, рассказывает Т. Крупа. - Уникальное географическое расположение на границе Лесостепи и Степи определяло всю ее историю. Кто только не оставил здесь след: скифы и славяне, аланы и булгары, кочевые племена эпохи бронзы и кочевые народы позднего средневековья. Для меня, профессионального историка и археолога, эти следы прошлого - бесценны.

- Татьяна Николаевна, а откуда такой интерес к Великому Шелковому пути в контексте исторического взаимодействия Украины и такого далекого от вас Казахстана?

Татьяна Крупа  - Жизнь свела меня   с двумя интересными людьми - начальником Туркестанской экспедиции Ербулатом Смагуловым и главой казахского землячества в Харькове Маккой Каражановой. Коллега Смагулов пригласил меня поработать в удивительно интересном городе - Туркестане. Я влюбилась в этот город с первого взгляда. А какие объекты исследует экспедиция! Доисламский зороастрийский центр Сидак, два городища славного города Сауран, памятники самого Туркестана и древнего Тараза. Известный хан Тохтамыш связан как с Саураном, так и с нашими украинскими землями. Ну, а Тараз - родственник нашего Изюма. В прошлом году я ехала с коллегами в Тараз по древней трассе Шымкент - Алматы и думала: «Али-ад-Дин, ты проходил тут? С какими мыслями ты шел в далекие края? Узнать бы о тебе побольше...».

 А что касается Макки Каражановой, то она полностью соответствует моему представлению о потомках Великой Степи - яркая и легкая на подъем, веселая и сильная, необычайно женственная и мудрая. Кто говорит, что восточные женщины - обязательно запертые в парандже? Отнюдь. Если обратиться к истории Казахстана, то легко убедиться в обратном - женщинам-казашкам частенько приходилось защищать свои семьи наравне с мужчинами. Впрочем, как и женщинам-украинкам... У нас с Маккой нет общих кровных родственников, в обычном понимании. Но они есть в ХІ - ХШ веках. Имя этому родству: Дешт-и-Кипчак или - Половецкая Степь. И граница Дешт-и-Кипчак как раз и проходила по территории Изюмщины.

- Известно, что город Изюм, расположенный на т. н. Слобожанщине, имел выгодное природно-географическое положение, и на его территории произошли события, сыгравшие важную роль в средневековой истории. В XI - XII веках здесь шли бои между древнерусскими князьями и кочевниками-половцами, описания которых дошли к нам в старинных летописях, в «Слове о полку Игореве». А как появилось название города «Изюм»?

- Название уводит нас глубоко в историю. Ошибочно полагать, что имя городу дал изюм - продукт виноградарства. Название города - тюркского происхождения. «Гиезун» - в переводе «длинный», это одна из версий перевода. Именно так называли кочевники эпохи позднего средневековья находящуюся здесь гору Кремянец. Город Изюм не может не завораживать, здесь проходила граница мира Оседлости и мира Кочевников. Здесь было сердце того котла, в котором рождалась современная Слобожанщина. И сегодня город украшают и старейшее каменное здание Харьковщины - Свято-Преображенский собор, и половецкие «бабы» - балбалы.

Но, к великому моему (и не только моему) сожалению, этот город незаслуженно обойден вниманием центральных властей. А ведь Изюм мог бы стать важным центром для слобожанской археологии! Загадки найденной на горе татарской крепости (поста) еще ждут своих исследователей.

Мы с Маккой решили, что будем популяризировать археологию Изюма вместе. Глядишь, и появятся у нас единомышленники не только из разряда местных краеведов-энтузиастов, но и из среды бизнеса, заинтересованного в освоении новых бизнес-перспектив, например, в области туризма.

- Давайте вернемся к загадкам... Так зачем же выходцу из моего города Тараз строить в Вашем городе Изюм крепость?

- Начну с того, что можно выделить два больших исторических периода, когда территория современного Изюма была в центре внимания международных отношений того времени. Первый начинается после гибели Хазарского каганата (Х в.) и завершается с возникновением Золотой Орды (первая половина ХШ в.). Второй (поздний) период начинается после развала Золотой Орды (середины ХV в.) и заканчивается с началом слобожанского периода (ХVI в.). Именно в эти эпохи изюмское пограничье и было границей мира цивилизации кочевников и мира славянской оседлости. Изюм с его особенностями территории (уникальная естественная возвышенность, позволяющая легко доминировать над большой площадью; естественные броды на Северском Донце) и был той точкой, владение которой могло обеспечить контроль фактически над всей буферной зоной.

Но вся загадка исследуемого нами факта в том, что ордынская крепость на горе Кремянец появилась не во время распада Орды, а в период ее расцвета под властью хана Узбека, во время правления которого и была построена крепость в 1334 году.

Как известно, оставалось еще 46 лет до знаменитого Куликовского сражения (1380 г.) и 146 лет до окончательного свержения ордынского ига северо-западной Русью (стояние на реке Угре, 1480 г.). Иная ситуация с золотоордынским игом была в юго-западных землях Руси, где не было такого противостояния. Юго-западные земли Руси стали объектом захвата иноземными захватчиками, и особую роль в этом процессе сыграла Литва, стремившаяся усилить свое влияние на этих территориях.

- Можно предположить, что строительство крепости в 1334 году было связано с охраной приграничных территорий?

- Пожалуй, нет, ведь никаких границ в районе современного Изюма в те времена не было, граница проходила километров 500 к западу.

- Тогда зачем же хан Узбек построил эту крепость?

- Вот! Именно этот вопрос и не давал мне покоя, но одна гипотеза по поводу этой крепости у меня была - я считала, что крепость на горе Кремянец была, скорее, почтовым постом.

- Это как?

- В Золотой Орде почтовая связь была поставлена очень хорошо. Учитывая наличие торговых путей (двух сухопутных и одного водного) в этом регионе, логично предположить и существование такого поста на территории современного Изюма. Безусловно, что почтовый пост того времени - это не почтовое отделение нашей эпохи. В те времена «ямы» (так их называли) охраняли военные отряды. Поэтому вполне логично предположить, что и по этой причине в изюмской надписи пост назвали крепостью.

Вроде, этим можно и ограничиться. Добавить к этой версии расхожий тезис о том, что после монголо-татарского нашествия и до эпохи Слобожанщины современная Харьковщина была «Диким полем», и постоянного населения здесь не было, а только пассионарное, которое могло и пограбить караваны, проходившие тут по торговым магистралям. И выглядела бы эта гипотеза завершенной и логичной. Но существует одно «но»...

В последние годы появились свидетельства существования на Харьковщине населения, пережившего нашествие Орды. Серьезно об этом заявили харьковские ученые Б.А. Шрамко и В.В. Скирда, предложившие отбросить тезис о «Диком поле» как искажающий историческую действительность. Вторым аргументом, в дополнение к этой версии, стали одновременные археологические находки в 2006-2007 годах И. Б. Шрамко поселения XIV века к северу от Харькова и мои собственные - в районе Изюма. Хочу подчеркнуть, что огромную помощь нашим исследованиям оказал археологический кружок «Скиф» школы № 6 города Изюм. И учителя, и дети очень трепетно относятся к истории своего города.

И тут могут появиться вопросы. Какую позицию занимало население Харьковщины к Золотой Орде? Что происходило в эту эпоху у соседей хана Узбека и как это могло отразиться на его государстве?

Из истории известно, что хан Узбек, справедливо опасаясь усиления северо-восточной Руси, постоянно разжигал вражду между русскими князьями, и в то же время ему нужно было контролировать активное продвижение литовского противника. Да и собственные эмиры хана Узбека были не прочь поживиться за счет центральных ханских интересов. Не стоит забывать, что основную массу кочевого населения Золотой Орды составляли половцы (кыпчаки). Среди оседлого населения были волжские булгары, мордва, марийцы, хорезмийцы, славяне... А они все и каждый в отдельности - были силой включены в состав Орды. В то же время хорошо известны и династические отношения половецкой знати с русскими князьями.

А раз на территории Изюмщины оставалось население, пережившее монголо-татарское нашествие, то можно ли дать стопроцентную гарантию, что оно было исключительно лояльным по отношению к Орде? Я бы не отвечала на этот вопрос однозначно: ответ на него требует     серьезных исследований. Тогда можно посмотреть на постройку на Кремянце ордынской крепости и под этим углом. Пока это гипотеза.

Учитывая, что основателем этой крепости был Али-Ад-дин, сын Джемаль-ад-дина, сына Али из города Тараз, как считают украинские ученые Н. В. Сибилев и М. Ф. Гетманец, логично поставить вопрос и о том, что делал выходец из Чагатайского (Джагатайского) улуса (Улус Чагатая) так далеко от родного дома?

- Да, что же он там делал?

- Возможно, что это было как-то связано с попытками разных ханов укрепить единство монгольских владений. В частности, административные и финансовые реформы Кебек-хана (1318-26), не смогли устранить феодальной раздробленности. Чагатайский улус уже к 40-м годам XIV века фактически распался на ряд феодальных владений. И Али-Ад-дин, возможно, выполнял в Золотой Орде дружественные функции, находясь на службе хана Узбека. Но, если это предположить,   опять надо искать причину его действий тут, в районе современного Изюма. И, думаю, что я могу назвать такую причину.

Это  - обеспечение полноценного функционирования торговых путей в русле Великого Шелкового пути. Мой аргумент   состоит в том, что выше по Северскому Донцу, на Нетайловском могильнике и на территориях более южных обнаружены шелка VIII-XIV веков восточной (китайской) технологии. Учитывая, что в Средней Азии существовали жизненные интересы китайских правителей (проходили известные торговые пути, существовали фактории по производству шелка), Тараз был задействован в этом плане. Город считался одним из пунктов северной ветви Великого Шелкового пути, проходившей из Алмалыка (район современного города Кульджа в Китае) в направлении города Ясы (современный город Туркестан) и далее вниз по течению реки Сыра (Сырдарья). Находясь в гостях у известного таразского мецената Ербола Баймурзина (благотворительный фонд «Олкетану»), в музее, созданном на базе фонда, я увидела археологические артефакты, хорошо знакомые мне ранее. Среди них и бронзовое зеркало с мифическими существами, найденное в районе Красной речки, полный аналог его был найден в 195 году на Донецком городище (современная окраина Харькова).

Хочу также отметить, что в 751 году вблизи города Тараз состоялась битва, в которой конница Аббасидского халифата наголову разбила армию Танского Китая при помощи карлукских наемников. В VIII-X веках Тараз вошел в состав Карлукского ханства.

У меня, как специалиста по археологическому текстилю, не возникает никаких сомнений, и эти мои взгляды будут предметом дальнейших серьезных научных исследований, что шелка VШ - ХIV веков могли совершить путь от Тараза до бассейнов Северского Донца и Дона. Не вызывает сомнений существование караванной международной торговли во время правления хана Узбека, единая контролируемая территория способствовала такой торговле. И кому, как не уроженцу Тараза, где наверняка были и мастерские по производству китайского шелка, было хлопотать о достойной защите северного ответвления Шелкового пути?

Здесь можно отметить и удачный рельеф местности для строительства крепости, которая с трех сторон омывалась речкой Северский Донец, а с четвёртой прикрывалась горой Кремянец.

Таким образом, ответ на вопрос: «Зачем хан Узбек силами уроженца Тараза построил крепость на горе Кремянец в Изюме?» мне видится следующим. Во-первых, для полноценного обеспечения торговли шелком (предметом роскоши) как на территории Руси, так и Прибалтики. Во-вторых, для обеспечения почтовой связи. И, в-третьих, учитывая всю сложность геополитики того времени, для создания центра разведки под боком у усиливающейся Литвы, Москвы или Твери, - резюмировала Т. Крупа.

                                                            История стирает границы и различия...

гора Кремянец  На первый взгляд, это может быть и странно, но наши две страны - Казахстан и Украина - связаны тысячами нитей, несмотря на   имеющиеся у нас, на первый взгляд, различия.

Синь казахстанских небес, опаленных золотом солнца, отразилась в национальном флаге Казахстана, совпадающем по «жовто-блакитному  кольору» с национальным флагом Украины.

В наших языках достаточно много одинаковых слов. Настолько много, что филологи Киевского университета серьезно изучают родственные словообразования казахского и украинского языков. Хотя, на мой взгляд, чтобы проводить подобные исследования, можно просто поговорить украинцу с казахом, чтобы понять, что они, по сути, родственники. Слова кавун (каун), торба, килим, чувал, базар и другие знакомы будут обоим. Как отметила Т. Крупа, украинские топонимы и гидронимы молчаливо свидетельствуют о переплетениях истории Украины и Казахстана - Изюм, Балаклея, Печенеги, Великий Бурбук, Берека и так далее.

Запрещенный когда-то исследовательский труд нашего Олжаса Сулейменова «Аз и Я» по «Слову о полку Игореве» сегодня является настольной книгой украинских филологов.

Дальше - больше. Великий украинский поэт и художник Тарас Шевченко в XIX веке за участие в революционной деятельности был сослан на казахстанский полуостров Мангышлак, в климат не просто суровый, а жестокий для него, после мягкого климата Украины. За время пребывания в Казахстане он не только создал множество прекрасных стихотворных произведений и живописных полотен, посвященных казахской земле, но и оставил о себе добрую память, посадив в безводной и знойной мангышлакской степи украинские вербочки.

В начале XX века в Казахстан потянулись сотни семей переселенцев с Украины, воплощая замыслы реформатора Столыпина по освоению национальных окраин царской России. Эти семьи осели в казахских степях, пустили глубокие корни, и сейчас в Казахстане проживают 5 - 6 поколения украинских переселенцев.

Наш казахстанский Президент Нурсултан Назарбаев в свое время обучался в Украине. В 1960 году Нурсултан Абишевич окончил техникум в городе Днепродзержинске.

...Народы Европы и Азии с древности тесно общались, смешиваясь и срастаясь. Как бы ни старались националистически настроенные граждане, но сегодня трудно найти «чистую нацию». Переплетались языки, обычаи, культуры, судьбы. И, когда украинка Татьяна Крупа говорит о том, что корни ее родства с казашкой Маккой Каражановой уходят в глубь веков - это не просто красивые слова. Это сущая правда. 

Отражение этого родства можно увидеть в литературных произведениях того времени. Отголоски родства народов можно услышать в звучании слов, которые у разных народов вдруг обнаруживаются до удивления одинаковыми.

А можно - чтобы прочувствовать Историю - приехать в город Изюм, взойти на гору Кремянец, на которой уроженец казахского Тараза, города, находящегося за тысячи километров от Украины, построил крепость и оставил свое имя...

 ДЛЯ СПРАВКИ: 

* Изюм - город областного значения в юго-восточной части Харьковской области Украины, в 127 км от Харькова и в 592 км от Киева автодорогами. Площадь - 43,6 кв. км; население - 53,7 тыс. человек.

* Гора Кремянец - главная высота города Изюм, ее наивысшая точка достигает высоты 177,8 м над уровнем моря.

* Султан Мухаммед Узбек хан (г.р. неизвестен - умер 1341) - девятый хан Золотой Орды (правил в 1313-1341). Сын Тогрул-оглана, сына Менгу Тимур хана.

 * Город Тараз - центр Жамбылской области, известен по меньшей мере две тысячи лет, занимает территорию около 100 кв.км. Население - 351,6 тыс. человек.

КАЗИНФОРМ

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us